Подписка на новости
Фотограф и дизайнер Наталья Горбовская поведала ARCHiPEOPLE о своем путешествии по странам Прибалтики, показав, как старая и новая застройки существуют в одном ландшафте, но при этом не конкурируют. Здесь никто не пытается построить в старом городе небоскреб, а в новый втиснуть какой-нибудь стилизованный под старину домик. Всему свое место. Такая вот нехитрая градостроительная политика.
06.03.2014, 16:05 | Автор: Александра Голикова
Таллин, Эстония
Таллин - это классические красные черепичные крыши, мостовые и старинные дома. Это город, где исторический центр, ассоциирующийся со сказками братьев Гримм, отделен от остальной части города крепостной стеной с воротами.
Общее впечатление от города – его камерность, в особенности в старой части. Огромное количество соборов, практически каждый из них имеет смотровую площадку. Весь старый город окружен башенками, большинство из которых открыты для посещения, и внутри, порой, обнаруживаешь странные вещи, такие как катапульта или старинный ткацкий станок.
В Таллине явственней всего проявляется любовь прибалтийцев к стилизованным под средневековье вывескам. Эти декоративные элементы выполнены из качественных материалов (не сравнить с московским пластиком), настоящая ковка. Таллин также можно смело назвать «городом флюгеров», куда ни глянь, везде они трепещут.
Сосуществование древней и современной архитектуры удивительно гармонично. С одной стороны, это красивая средневековая сказка для туристов, а с другой – замечательные стеклянные дома. Старая и новая застройки существуют отдельно друг от друга, но при этом не конкурируют. Никто не пытается построить в старом городе небоскреб, а в новый втиснуть какой-нибудь стилизованный под старину домик. Всему свое место.
Конечно, в довольно большом количестве имеют место быть и архитектурные пережитки советского прошлого. Правда, в Таллине, как оказалось, их значительно меньше. Складывается такое впечатление, что многие их них пребывают в запустении, порой откровенно портят окружающий вид, но, тем не менее, их не сносят.
Очень интересным показался музей искусств Куму, имеющий необычную форму, с определенного ракурса напоминающую вонзающийся в небо клин (архитектор Пекка Вапавуори). В самом музее есть внутренний дворик с небольшими скульптурными композициями и звуковыми инсталляциями. Когда туда попадаешь, создается впечатление, что находишься где-то в другом мире.
Эстонская столица «заточена» под туристов, от этого не убежать. Везде пытаются извлечь выгоду, создав из чего бы то ни было достопримечательность. Так, например, получилось с заброшенной тюрьмой, разместившейся на самом берегу моря, переоборудованной в музей. Туда просто-напросто открыли вход, при этом ничего внутри не изменив, все осталось в «натуральном виде». И это здорово, ходить-бродить по такому месту, постепенно обрастающему граффити. Поблизости же от тюрьмы стоит баркас, и там же, за колючей проволокой – кафе. Атмосферно.
Крайне колоритны таллинские трамваи, точнее, даже не сами трамваи, а их водители. Это крупные суровые белокурые женщины. Интересное сочетание получается.
Рига, Латвия
Примечательна автотрасса «Таллин – Рига»: пока находишься на территории Эстонии, полотно струится гладко, и как только пересекаешь границу с Латвией, ситуация радикально меняется – под колесами провинциальная российская дорога не лучшего пошиба.
Когда въезжаешь в черту Риги, попадаешь в некое советское захолустье. Это вам даже не подмосковные задворки. Обветшалые дома и дороги, разве что таблички на другом языке, да и то не везде. Отзывы знакомых предвещали что-то совершенно иное. Постоянно присутствовало чувство, что это наш Петербург. Красивые дома, но полуразрушенные, с обезображенными парадными и выбитыми стеклами. Настоящий город контрастов.
Обрадовало, что в Риге очень зелено. Облагороженные парки с лавочками и небольшими водопадами. Особенно выделяется Ботанический сад.
Вильнюс, Литва
Следующей остановкой стал Вильнюс. В этот город хотелось попасть по многим причинам, одними из которых стали – творческая республика Ужупис в Старом городе, а также сказки Макса Фрая, очень уж он умеет мистифицировать места.
Сам по себе Вильнюс – абсолютно уездный городок. Ощущение пребывания в столице страны не появляется вовсе. Крошечный центр, но с безумным количеством церквей. Поразителен среди последних готический собор Святой Анны, о котором по легенде Наполеон сказал, что если бы можно было перенести собор на руках, то он забрал бы его в Париж.
Как и в Таллине в литовской столице невероятное количество причудливых вывесок, а так же памятников, в том числе нестандартных. Например, памятник яйцу.
Отдельной темой стоит выделить республику Ужупис как неожиданное явление для постсоветского пространства. Это один из районов Вильнюса (причем, самый замусоренный). В советское время это был не самый благополучный район. По-русски Ужупис означает «заречье». В какой-то момент в «заречье» прибыли художники, провозгласили это место республикой с президентом и армией в 12 человек и написали свою конституцию, состоящую где-то из ста пунктов, включающих такие как «человек имеет право быть счастливым/несчастным» и пр. Все максимы прописаны на зеркальных пластинах с переводами на разные языки. Символом республики является ангел, играющий на рожке. Художники живут и работают здесь в бессчетном количестве мастерских и галерей, повсюду произведения искусства. Впрочем, сами прибалтийские столицы в целом можно назвать точно так же.
Фото: Наталья Горбовская