Подписка на новости
В арт-пространстве «Ткачи» в Санкт-Петербурге выступил со своей презентацией итальянский дизайнер Лоренцо Палмери, великий и прекрасный проектировщик гитары Noah, синтезатора Korg, интерьеров кофеен Lavazza, музыкант и художник сцены. Питерский колумнист ARCHiPEOPLE Саша Никитина сходила в «Ткачи», пообщалась с Лоренцо, завела новых друзей и узнала, в чём, собственно, секрет итальянского дизайна.
18.04.2014, 15:59 | Автор: Саша Никитина, СПб
Лекцию Лоренцо Палмери организовала компания Tarkett, компания-производитель напольного покрытия. Здесь везде эти семь букв: на тяжелых как кирпич «пробниках» пола, на фоне у входа, в зале, на экране и на устах. Атмосферу выставки-ярмарки разбавляют общительные мальчики, наливающие вино, шампанское, чай, кофе, и другие - разносящие небольшие канапе с лососем и бужениной в такт модным Lykke Li и Grimes .
Именно там, в очереди за алкоголем, я встретила Лоренцо. Наверное, я сильно выделялась в своих потёртых джинсах и футболке с надписью «Batman», или он действительно видит людей насквозь, но контакт был установлен моментально. Откуда-то в моей руке появился бокал шампанского, Лоренцо встал рядом, и вот мы уже позируем для фото против света от окна. Моя новая знакомая Даша, с которой мы блуждали по Обводному каналу в поисках «Ткачей», не справилась с управлением моей камерой (с ней, правда, не каждый может справиться), и на снимке оказались наши с Лоренцо ауры, цветовые размытые пятна: моё - желто-лиловое и его тёмно-синее.
Лоренцо в Питере не в первый раз, в прошлом году он участвовал в St.Petersburg Design Week, где тоже прочёл лекцию. На следующий день после мероприятия Tarkett он улетает обратно домой, где готовит к выпуску свой второй музыкальный альбом. Мы говорим друг другу “see you…”, и вместе с Дашей я продолжаю, пьянея, кружить по залу, разбитому на зоны с примерами напольного покрытия Tarkett, Tarkett, Tarkett... Из кафе в библиотеку и дальше - в какой-то «мегаполис» (деревянные мостовые в Нью-Йорке – это, конечно, смело), а затем сразу в зону лектория или просто зал. В зале есть: сцена, 1 шт.; экран с проектором, по 1 шт.; окна; >6 шт.; Станислав Орехов, 1 шт.; тех. работники, >2 шт.; много стульев, кресел-мешков и толпа народу.
Орехов на следующий день тоже читает лекции, что-то в духе «как заработать» и «это просто», но к нему идти не хочется. Очень долго, смакуя каждое слово и каждую секунду в центре всеобщего внимания, красавчик Станислав вызывает представителя Tarkett, который куда более лаконично и быстро передаёт слово Лоренцо.
По большому счёту, лекция итальянца сводилась к тому, какой он классный. Он правда классный. Начав работу в студии Бруно Мунари (Bruno Munari), который мог целыми днями бросать маленькие клочки бумаги в окно, чтобы понять, в какую сторону дует ветер, Лоренцо нашел себя в дизайне.
С помощью переводчицы Лоренцо открывает презентацию историей о том, как он отправился в путешествие по Италии для исследования, почему люди тушат окурки и пишут друг другу послания на сушилках для рук, которые он создал в студии Мунари. Путешествие это оказалось даже опасным, когда в третий раз он встретил в туалете одного и того же дальнобойщика. Но оно оказалось и полезным – Лоренцо сделал для себя открытие: никто не пользуется кнопкой для включения сушилки. Возможно, благодаря ему теперь везде стоят сушилки с автоматическим включением.
И почему многие дизайнеры не учитывают, что предметы, ими созданные, начинают жить своей собственной жизнью после рождения?
Он показывает лампы и вазы, рассказывает истории их создания и о том, что никогда не знаешь наверняка, какой из дизайнов окажется успешным.
«Успех зависит от метафизики», - говорит Лоренцо.
Далее следует повествование о том, что после его проекта гитары для марки Noah ему звонит Лу Рид и помещает фото этой гитары на обложку собственной автобиографической книги, а сумка-велокорзина для Invicta терпит крах.
В целом, из лекции можно вынести несколько тезисов.
1. Идеи летают в воздухе
Лампу Promenade для итальянской марки Valentiluce Лоренцо спроектировал в 2005 году. В том же году лампы, которые разворачиваются на 360° создали ещё четыре никак между собой не связанные фирмы. Ни до того, ни после таких ламп никто не делал.
2. Конкурентов надо превратить в друзей
Лоренцо активно выступает за коллаборацию между дизайнерами. Такой подход не только избавляет от опасений за то, что твою идею украдут, но и позволяет совместными усилиями добиться лучшего результата.
3. Ошибки могут вдохновлять
При создании лампы-органического камина Opus incertum - biò fireplace человек, который воплощал в жизнь проект Лоренцо, неправильно истолковал чертёж дизайнера и перепутал местами заполненные части с промежутками. Лампа в итоге получилась от этого только лучше.
4. Форму и функциональность можно и нужно совмещать
Создавая рамку design-RE Corvasce, Лоренцо сделал барочный разрез на ней, который позволяет не только сделать рамку из картона красивее, но и поставить её на полку.
5. Нужно быть оригинальным и сочетать несочетаемое
Делая на конкурс вазу для фирмы-производителя мрамора, Лоренцо рассудил, что все будут делать массивные, тяжелые вазы и пошел от обратного, спроектировав вазу-человечка, лёгкую и, как оказалось, хрупкую (на выставке одна из них разбилась). Он был прав, и на выставке на фоне урн для праха, которыми выглядели вазы других дизайнеров, запомнились только антропоморфные вазы Лоренцо.
6. В 90% случаев люди, заказчики, не знают, чего хотят. Задача архитектора и дизайнера помочь заказчику определиться в этом желании.
Я вспоминаю вечер накануне, когда в гостях у друга-дизайнера мы смеялись от того, как по-идиотски использовали его дизайн заказчики и как долго мучили его замечаниями. Это классика.
После лекции-презентации у нас перерыв, снова еда, на этот раз сэндвичи и печенюшки, а Лоренцо облеплюят все, кто от него что-либо хочет.
Мы снова встречаемся на старом месте, возле бара. Я пропускаю какие-то танцы, которыми развлекают организаторы гостей, а между мной и Лоренцо происходит приблизительно такой диалог.
- Лоренцо, как вам дизайн здесь, в Питере?
- Замечательно, мне всё нравится.
- Вы видели рекламу с мужчиной, у которого вместо головы большой палец? - девушка рядом с нами смеётся.
- Нет, а есть такая?
- Есть, это отвратительно. Как думаете, почему в России дизайн не такой, как в Италии? Не потому ли, что заказчики не готовы к хорошему дизайну?
- Не знаю даже, что на это ответить.
- Вы когда-нибудь отказывались от заказов, потому что клиент не понимал вашу идею?
- Нет, ни разу такого не было. Конечно, проект иногда не принимают, но всегда можно поговорить с человеком, попытаться убедить его.
Затем его хватают и волокут обратно к сцене, где по плану «круглый стол» (без стола) с отечественными дизайнерами и архитекторами: четой Фруктовых, Петром Сергеевым и Еленой Теплицкой. Зал заметно редеет, но по-прежнему остаётся достаточно заполненным. Лоренцо занимает место с краю рядом со своей переводчицей. Фруктовы тоже принесли презентацию, но их повествование о том, какие классные Tarkett куда менее познавательно.
К ним присоединяются Петр и Елена, каждый в меру своей артистичности исполняя оду организаторам мероприятия. Я устаю от такого хайпа и ухожу к бару, где снова сталкиваюсь с Лоренцо.
- Вы не участвуете в «круглом столе»?
- Ну как, я должен.
- И вы тоже будете петь хвалебные песни Tarkett?
- Нет, я отказался. У нас в Италии даже нет их продукции, я никогда с ней не работал, о чём я могу говорить?
Он снова убегает к коллегам, а я остаюсь наедине с Сергеем Демчевым, основателем Mosaico Digitale.
- Это не вы ли на меня упали на премии Курёхина, а потом потеснили француза?
- Может быть, - напрягаюсь я.
С Сергеем, который оказался совсем не страшным, мы поговорили о журналистике и продвижении брендов и так незаметно совсем некруглый «круглый стол» закончился.
Мы с Лоренцо всё-таки становимся в обнимку возле press-wall, и нас снимает штатный фотограф мероприятия.
- Как считаете, - говорю я, дизайн – это ведь не искусство толком, не самовыражение. Это способ общения?
- Конечно, именно способ общения. Знаешь, что я понял, работая с Бруно Мунари? Дизайн спасёт мир.
- Это потому, что предметы, которые делает дизайнер, не висят где-нибудь на стенах в галереях, а являются частью нашей жизни?
- Ты всё правильно понимаешь.
Текст и фото: Саша Никитина