Подписка на новости
В Главном штабе Эрмитажа 25 числа этого месяца состоялось открытие выставки «Маркус Люперц: Символы и метаморфозы». Саша Никитина, питерский корреспондент ARCHiPEOPLE, сходила, послушала, поговорила с художником и посмотрела на то, чем порадовал российских любителей искусства творец самых отвратительных и одновременно прекрасных работ.
27.03.2014, 00:47 | Автор: Саша Никитина
Художник сам приехал открыть выставку, красивый, с импозантной тростью и моноклем – как кусочек анахронизма в пространстве неистощимого постмодерна, а серьга в ухе и манера общения выдавали в нём бунтаря. Стиль Маркуса Люперца узнаваем не только в скульптурах и полотнах, но в самой его фигуре. Третий этаж Главного штаба практически полностью занят специально созданными для выставки в Эрмитаже скульптурами, похожими на статуи острова Пасхи, грубыми и величественными. Но тема выставки, как и тема в основном позднего творчества Люперца – античность.
Заигрывание с античной тематикой в Петербурге началось ещё в июне прошлого года – скульптура немца чешского происхождения «Утро, или Гёльдерлин» стоит во дворе Зимнего дворца достаточно давно, чтобы улеглись споры и брюзжание по поводу современного искусства в «святых стенах Эрмитажа». Скульптура как ода немецкому поэту-романтику, который предавался ностальгии по утраченному «золотому веку». Теперь «Гёльдерлин» перемещается в Главный штаб, чтобы присоединиться к группе своих собратьев. Эта выставка является частью проекта «Эрмитаж 20/21» - смелой идеи приобщить один из самых консервативных городов России, а может и мира, к искусству ХХ и ХХI веков. Апогей же сей дерзкой затеи придётся на конец июня, когда в Санкт-Петербурге начнётся крупнейшая в Европе биеннале современного искусства Manifesta 10.
Выставка займет третий и четвёртый этажи Главного штаба Эрмитажа до 25 мая 2014 года. На обложке афиши часть серии «Без названия (Геркулес)» с привлекательно-мерзким лицом полубога. Внутри Главного штаба – путь художника. Составлялась эта коллекция десятилетиями, так что на выставке можно увидеть и работы шестидесятых годов и самые новые, часть которых, в том числе уже упомянутый «Гёльдерлин», была создана специально для выставки в Эрмитаже. Отдельно директор Эмитажа Михаил Пиотровский в предваряющей открытие речи поблагодарил галерею Michael Werner и коллекцию MAP – можно сказать, что основная часть работ принадлежит именно им. На вопрос останется ли Эрмитажу «Гёльдерлин», художник ответил уклончиво: «Посмотрим».
Его выдаёт задорный блеск в глазах и хоть он сам и отмечает, что годы уже не те – этот человек молод и полон энергии. Помимо визуальных искусств Маркус пишет стихи, играет джаз, даже издаёт собственный журнал «Frau und Hund» (женщина и собака) об искусстве и литературе, но от предложения почитать что-то своё лукаво отказывается. В какой-то момент своей биографии он даже основал собственную футбольную команду, «ту, из которой не могли выгнать», но просуществовала она недолго.
Биография Маркуса стоит отдельной книги – в двадцать лет он открыл собственную галерею, его выгнали из Дюссельдорфской академии, затем 25 лет подряд он ею руководил. Теперь этот человек стоит перед толпой почитателей от мала до велика, чуть менее многочисленной толпой журналистов, режет красную ленту и ехидно улыбается.
На четвёртом этаже в основном живописные работы Маркуса: «Мужчина в костюме – дифирамбическое», «Над водой. Под водой», «День», «Благотворительные обеды в Тельтове (Женская вотчина)», разные вариации «Натуры со спины», другие картины и несколько скульптур; на третьем же напротив – большой зал занят огромными божествами-изваяниями с разукрашенными лицами и несколько полотен. Совсем недавно выяснилось, что античным статуям, которые ныне стоят в музеях высокопарно-белыми, в те времена, когда они радовали древних греков на улицах и площадях – придавали цвет краской. В свете этого открытия скульптуры Люперца, не раз освистанные консерваторами, выглядят ещё более убедительно: грубые, мощные, с розовыми, как у шутов, лицами. Я спрашиваю у Маркуса:
- Почему некоторые ваши скульптуры смотрят на пустую стену?
- Они не смотрят на стену, они повёрнуты друг к другу, - отвечает мне художник на английском. – Они общаются, это такой путь разговора между ними, и все они смотрят в центр.
В центре «Улисс с лодкой», несмотря на свою увечность и грубость исполнения – живой, дышащий силой. Я говорю, как мне нравятся его работы, а он так заботливо и уверенно берёт меня за плечо и говорит: «Хорошо, до свидания,» - и вдруг я понимаю, что ему не нужны мои дифирамбы. Маркус Люперц сам прекрасно знает, что он гений.
Текст и фото: Саша Никитина