Подписка на новости
Начиная с семидесятых, времени, когда художник Николай Сажин закончил учёбу, его картины и инсталляции выставлялись десятки, если не сотни раз, в Санкт-Петербурге, Москве, Портленде и Сиэтле. Сейчас его великолепные работы занимают отдельный зал в музее «Эрарта», поражая своей текучей эстетикой. А художник готовится к новой выставке с рабочим названием, аллюзией на Ахматову, «Ну а вдруг, как выскочит тема…». Наш корреспондент в Питере Саша Никитина выпила с ним чаю со смородиновыми листьями и исследовала мастерскую художника.
30.04.2014, 15:36 | Автор: Саша Никитина, СПб
В районе Приморской много мастерских. Их выделял Союз художников выпускникам «Мухи» и института Репина. Сейчас в них живут и работают скульпторы, живописцы и другие представители художественного Петербурга. Николай встречает меня на остановке, мы идём под жгучим северным солнцем, и он то и дело говорит: «вон там на первом этаже у скульптора одного мастерская...», «а здесь вот тоже студента моего...», «а Сашина мастерская вон там, в квартале отсюда». Мне нравится Приморская. Из всех районов Петербурга этот выглядит самым удивительным. Чёткая геометрия зданий переплетается с всегда живописным небом и хаосом овощных лотков и граффити на стенах. Раньше здесь можно было выйти к заливу, почувствовать морской воздух, но теперь строят то ли автостраду в Прибалтику, то ли торговый центр, и вместо синего моря перед глазами синий же строительный забор.
Квартира-мастерская Сажина на самой верхотуре многоэтажки, растянувшейся прямо вдоль берега, скрытого забором. Из её окон виден залив и, кажется, что мы где-то в Канне или Барселоне.
С Николаем делит двухэтажное помещение его «старший секретарь» Татьяна Николаевна. Одну из комнат занимает её небольшая туристическая фирма с двумя сотрудниками. Первый этаж – это, собственно, квартира. Здесь полно всяких интересных мелочей: книги по искусству и культуре, бусы, черепа и глобусы.
Под потолком болтаются «лягушки-путешественницы», видимо, портреты холоднокровных подруг Николая, которые живут здесь же - в небольшом аквариуме. По стенам другие «друзья» художника - черепа животных. Среди растений, книжных полок, картин и снимков невероятно уютно, кот мурлычет на рабочем столе, а мы говорим об искусстве, как о средстве побега от реальности.
- В СССР был эскапизм, как же, - говорит Николай. - Ты закрываешь окна, потому что в полуподвальное помещение, где у тебя мастерская, дневной свет практически не попадает, но тот, что есть – очень мешает писать при электрическом освещении. А потом к тебе приходят люди в форме и приписывают 57-ю статью за то, что ты, мол, не хочешь видеть нашу прекрасную советскую реальность.
На втором этаже мастерской, в храме художника, на его рабочем месте разместилась коллекция тыкв, веток и снова черепов. В картинах Сажина присутствует эстетика смерти, секса, разложения и какой-то иной жизни. Николай, правда, уже не пишет маслом – слишком долго сохнет, слишком сильно пахнет. В его коробках с краской – акрил и темпера. Летом Николай ходит рисовать. Он зарисовывает всё подряд: людей на пляже, сухие коряги, корабли и девушек, траву и заборы. За несколько лет насобиралось уже порядка сотни рисунков, из которых художник отбирает лучшие, компонует их и пишет уже «чистовики» на огромных холстах.
Осенью Сажин откроет новую выставку. У него была уже «Горизонтали», на которой картины с разными сюжетами, но одинаковой компоновкой сочетались в непрерывную линию горизонтов. На новой тоже будет единая цельная панорама в холодном, часто фиолетовом, как синяки, цвете. Раньше Сажин писал чуть «теплее», но говорит, что теперь стареет и вслед за этими словами лихо вскакивает на табурет за какой-то книгой.
Мы спускаемся снова на первый этаж.
- Сейчас современный художник как Глюкоза или Шура, - говорит Николай, - его нужно раскручивать как поп-звезду. Серьёзных художников такое положение вещей, конечно, удручает. Цены влияют на престиж галереи, где работы выставлены, а на галереи, в свою очередь, арт-критики.
Мы говорим о том, что рынок современного искусства очень похож на мыльный пузырь, об этом давно идёт речь – и рано или поздно он должен лопнуть. США искусственным образом стали центром «контемпорари», с их «фабричным» мышлением с лёгкой руки Энди Уорхола. Но всё это скоро изменится. На мировую арт-сцену выходит такая величина, как Китай – это не может пройти незаметно. Не так давно Николай ездил туда, у него там купили несколько картин, готовили выставку. В «Мухе», где Сажин преподаёт графику, много студентов из Китая. По его словам, они не разгибаясь работают, рисуют, пишут, в этом их менталитет. В институте Репина их ещё больше, там идеология ближе китайцам с их гохуа, куда больше походящим на соцреализм, чем любое другое народное искусство. Китай не примет поп-арт, считает Сажин, и у меня нет повода ему возразить.
Солнце скрывается и два часа общения с замечательным художником пролетают незаметно. Николай Сажин дарит мне свой каталог, и я жду следующей встречи.
Текст и фото: Саша Никитина