Подписка на новости
В Санкт-Петербурге в лофт-проекте «Этажи», а именно в галерее «Формула», целую неделю без отдыха и перерывов на обед выставлялись работы студентов «Мухи», а также проходили лекции на самые интересные темы для будущих керамистов, дизайнеров, художников и других деятелей прикладного искусства. Первого мая, в день всех трудящихся, зал галереи «Формула» был забит трудящимися в области графического дизайна или просто неравнодушными к искусству каллиграфии. Мастер-класс с небольшой лекцией провели преподаватели школы каллиграфии «От Аза до Ижицы», а наш корреспондент в Петербурге Саша Никитина поучилась писать красиво.
19.05.2014, 18:27 | Автор: Саша Никитина
Каллиграфия сейчас в тренде, кажется, как никогда раньше. В какой-то момент в графическом дизайне дорвались до картинок - и давай вовсю использовать фотографии и иллюстрации, как-то забыв о самом тексте. Всё кругом Arial Black да Tahoma (в лучшем случае) вместе со смеющимися женщинами над салатами и милыми котиками. За последние года полтора ситуация резко изменилась, мировые графические дизайнеры (к сожалению, Россия как всегда здесь отстаёт) обратили внимание на красоту текста, что не могло не возродить каллиграфию.
Каллиграфия – это не только шрифт. По большому счёту это и не шрифт вовсе. Как говорит лектор «каллиграфия – это эстетика линии». Живая линия, которая выходит из листа, проносится по его поверхности и снова уходит в его недра. Вдох и выдох. Так же и при написании – начинается линия на вдохе, заканчивается на выдохе. Если посмотреть на то, как преподаватели школы обращаются с инструментом, как описывают линию, каллиграфия – это религия.
Мы потеряли эстетику линии в быту. Мы не пишем писем от руки, больше печатаем, превращая слова в цифры, а затем наоборот, расшифровываем их. В каллиграфии каждое написанное слово обладает внутренней мелодией, недаром перо девушки из «От Аза до Ижицы» сравнивают со скрипкой. Обращение с инструментами каллиграфии требует той же сосредоточенности, что и обращение со смычком, каждое движение имеет значение, каждое слово – ценность.
При этом эстетика написания часто важнее читабельности. Что в готических шрифтах, что в скорописи – каллиграфия, искусство линии, а не шрифта. Мы смотрим картинки мастеров арабской вязи, световую каллиграфию Жюльена Бретона, старорусские письмена и, наконец, принимаемся за практические занятия.
На столах кисти, перья, тушь, салфетки, бумага. Лекторы раздают нам тренировочные листы, как в первом классе – там клетки, примеры, место для самостоятельной работы. Мы будем пробовать сделать надпись русской заглавной вязью. Отличительные черты такого письма – в нём практически нет пробелов, каждое пустое место заполняется точками, линиями, буквы стоят очень тесно, создавая ощущение текста как орнамента.
Так же тесно соседствуем друг с другом и мы, слушатели лекции. Зал полный, вместе со столами едва ли умещается среди картин, стекла и камня в зале, материалов на всех не хватает – все хотят научиться красиво писать. Занятие это, прямо скажем, не из лёгких.
Простые правила каллиграфии для начинающих:
руки должны быть тёплыми;
перо или кисть зажимаются большим и средним пальцами;
линия ведётся не кистью, а всей рукой;
вертикали нужно писать на выдохе.
Остальное – детали. Но даже в этих трёх соснах очень легко заблудиться. Особенно трудно писать всей рукой, в тесноте, в темноте – и уже через полчаса неуклюжих упражнений спина затекла и руки болят. Результатом моих стараний стали несколько листов, бездарно изрисованных тушью, и достаточно убогая попытка написать своё имя так, как писали в старинных книгах.
Я прошу лектора сделать для нас, для ARCHiPEOPLE, надпись и удаляюсь со странным чувством, что каллиграфия – к сожалению, не моё.
Вообще, не обязательно ходить на курсы каллиграфии. Они дают теорию, некий стимул к тому, чтобы заниматься, но по-настоящему не научат этому искусству. Лучшие профессионалы – самоучки, стоит просто захотеть, не лениться и продолжать практиковаться, тогда всё получится. И мастер-класс от каллиграфов «От Аза до Ижицы» позволил проникнуться к этому искусству ещё большим уважением, чем раньше.
Текст и фото: Саша Никитина.
Мастер-класс провели преподаватели школы каллиграфии «От Аза до Ижицы».
Организаторы: Academia, «Этажи».